Накопленный в течение многих лет позитивный опыт МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» по формированию гуманистических ценностных ориентаций школьников, получил поддержку Департамента образования Администрации Кемеровской области (2004) и Министерства образования и науки Департамента по государственной молодежной политике,воспитанию и социальной защите детей (2004).
В этой связи педагоги школы продолжили деятельностьв условиях воспитательной системы школы,уже в новом статусе – экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования города Москвы с 2004 по 2009 год.
На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», создано структурное подразделение Центр формирования гуманистических ценностных ориентаций, который является базовым экспериментальным учреждением Кузбасской государственной педагогической академии.
Тема эксперимента: «Формирование гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий в условиях воспитательной системы школы».
Цель эксперимента – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель деятельности педагогов по формированию гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий в условиях воспитательной системы школы.
Задачи эксперимента:
1. Выявить особенности формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий и определить потенциал субъектов образования воспитательной системы школы.
2. Выявить и экспериментально проверить в рамках воспитательной системы школы организационные, психолого – педагогические условия, желания и потребности формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий:
- для младших школьников - социальное самоутверждение в осознании нового статуса - школьника. Задача педагогов на этом этапе - создание комфортных условий для освоения школьниками общих социальных норм, развития самостоятельности, ответственности, обязательности;
- для подросткового периода – одновременное обособление и интеграция в мир взрослых. Задача педагогов - выявление благоприятных условий для позитивного утверждения подростками себя как личности в системе человеческих отношений, свойственных взрослому миру;
- для юношеского возраста - профессиональное, мировоззренческое, ценностное, интимно-личностное самоопределение. Основная задача педагогов на этом этапе - выявление благоприятных условий для нравственного самоопределения старшеклассников.
3. Обеспечить комфортные условия овладения обучающимися содержанием образования, установленным государственным образовательным стандартом с доминантой гуманистических ценностных ориентаций и формирования здорового образа жизни.
4. Модифицировать образовательные программы по предметам и планирование внеурочной деятельности с учетом разработанных программ для школьников различных возрастных категорий в условиях воспитательной системы школы (1 – 11 классы).
5. Экспериментально проверить эффективность модели формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий по направлениям: Я и окружающие меня люди, Я и Родина, Я и культура и выявить потенциальные возможности интеграции усилий ученых, педагогов, родителей.
6. Обеспечить взаимодействие педагогической, психологической и медицинской наук с практикой работы и экспериментальными исследованиями специалистов Центра.
Субъекты Центра - педагоги основного и дополнительного образования, классные руководители, педагоги - психологи, социальный педагог, координатор детского движения, логопед, фельдшер осуществляют преподавательскую, профилактическую, просветительскую, коррекционно-развивающую деятельность, направленную на формирование гуманистических ценностных ориентаций.
В основу разработки структуры и содержания деятельности Центра были положены принципы: гуманизма, целостности, системности, природосообразности и культуросообразности, деятельностный, средовой и личностно ориентированный подходы, опора на которые позволяет воспитывать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Модель центра
Программно – методическое обеспечение и научное руководство ученых, ответственное отношение педагогов дополнительного образования к выполнению своих функциональных обязанностей, своевременный контроль администрации позволяют эффективно реализовывать учебный план Центра.
В Центре преподаются по авторским программам 13 дисциплин дополнительного образования для школьников различных возрастных категорий: «Этика», «Искусство хорового пения», «Ритмика и хореография», «Музыкальный театр», «Оригами», «Сказки и народная культура», «Поэтическое творчество», «Изобразительное искусство», «Декоративное искусство», «Юный учитель», «Краеведение», «Здоровье» и «Медицина».
"Оригами" Мне нравится на «Оригами» делать разные фигурки из бумаги. Кривоносов Никита, 1кл. |
"Искусство хорового пения" На занятиях «Музыкального театра» мы учимся быть немножко артистами, готовим выступления Воросцов Максим, 5 кл |
«Декоративное искусство» На «Поэтическом творчестве» мы учимся грустить и смеяться. Петренев Иван, 3 кл |
«Ритмика и хореография»
"Ритмика" - это здорово! Щербакова Женя, 1 кл.
|
Программы дополнительного образования разработаны в соответствии с предъявляемыми требованиями и имеют рецензии профессорско – преподавательского состава КузГПА.
Недельная реализация программ дополнительного образования для преподавателей Центра определена приказом Комитета образования и науки города в количестве 56 часов. С целью успешного и целенаправленного проведения эксперимента, диагностики и мониторинга ценностных ориентаций обучающихся дополнительно выделена ставка руководителя центра.
Обучающиеся Центра учетом их желания и возрастных особенностей занимаются после занятий по основным дисциплинам, в режиме школы полного дня. Продолжительность каждого занятия 40 минут, перерыв между дисциплинами 15 минут.
В целом дополнительным образованием заняты 73 % обучающихся, что подтверждает значимость, востребованность, учет желания школьников и их родителей обучаться непосредственно в стенах своего учреждения, и сокращает время пагубного влияния улицы на ребят.