МБОУ Средняя общеобразовательная школа №5 - Внеурочная деятельность

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА.

Накопленный в течение многих лет позитивный опыт МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» по формированию гуманистических ценностных ориентаций школьников, получил поддержку Департамента образования Администрации Кемеровской области (2004) и Министерства образования и науки Департамента по государственной молодежной политике,воспитанию и социальной защите детей (2004).

В этой связи педагоги школы продолжили деятельностьв условиях воспитательной системы школы,уже в новом статусе – экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования города Москвы с 2004 по 2009 год.

На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», создано структурное подразделение Центр формирования гуманистических ценностных ориентаций, который является базовым экспериментальным учреждением Кузбасской государственной педагогической академии.

Тема эксперимента:  «Формирование   гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий в условиях воспитательной системы школы».

Цель эксперимента – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить  модель деятельности педагогов по формированию гуманистических ценностных ориентаций школьников  различных возрастных категорий в условиях воспитательной системы школы.

Задачи эксперимента:

1. Выявить особенности формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий и определить потенциал  субъектов образования воспитательной системы школы.

2. Выявить и экспериментально проверить в рамках воспитательной системы школы организационные, психолого – педагогические условия, желания и потребности формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий:

- для младших школьников - социальное самоутверждение  в осознании  нового статуса - школьника. Задача педагогов на этом этапе - создание комфортных условий для освоения школьниками общих социальных норм, развития самостоятельности, ответственности, обязательности;

- для подросткового периода – одновременное обособление  и интеграция в мир взрослых. Задача педагогов - выявление благоприятных условий для позитивного утверждения подростками себя как личности в системе человеческих отношений, свойственных взрослому миру;

- для юношеского возраста - профессиональное, мировоззренческое, ценностное, интимно-личностное самоопределение. Основная задача педагогов на этом этапе - выявление благоприятных условий для нравственного самоопределения старшеклассников.

           3. Обеспечить комфортные условия овладения обучающимися содержанием образования, установленным государственным образовательным стандартом с доминантой гуманистических ценностных ориентаций и формирования здорового образа жизни.

4.  Модифицировать образовательные программы по предметам и планирование внеурочной деятельности с учетом  разработанных программ для школьников различных   возрастных   категорий   в  условиях воспитательной   системы школы (1 – 11 классы).

           5. Экспериментально проверить эффективность модели формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий по направлениям: Я и окружающие меня люди, Я и Родина, Я и культура и  выявить потенциальные возможности интеграции усилий ученых, педагогов, родителей.

6. Обеспечить взаимодействие педагогической, психологической и медицинской наук с практикой работы и экспериментальными исследованиями специалистов Центра.

 

Субъекты Центра - педагоги основного и дополнительного образования,  классные руководители, педагоги - психологи, социальный педагог, координатор детского движения, логопед, фельдшер осуществляют преподавательскую, профилактическую, просветительскую, коррекционно-развивающую  деятельность, направленную на формирование гуманистических ценностных ориентаций.

 В основу разработки структуры и содержания деятельности Центра были положены принципы: гуманизма, целостности, системности, природосообразности и  культуросообразности, деятельностный, средовой  и личностно ориентированный подходы, опора на которые позволяет воспитывать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.  

Модель центра

 

Программно – методическое обеспечение  и  научное  руководство ученых, ответственное отношение педагогов дополнительного образования к выполнению своих функциональных обязанностей, своевременный контроль администрации позволяют эффективно реализовывать  учебный план Центра.

В Центре преподаются по авторским программам 13 дисциплин дополнительного образования  для школьников различных возрастных категорий: «Этика», «Искусство хорового пения», «Ритмика и  хореография», «Музыкальный театр», «Оригами», «Сказки и народная культура»,  «Поэтическое творчество», «Изобразительное искусство», «Декоративное искусство», «Юный учитель»,  «Краеведение», «Здоровье» и «Медицина».

"Оригами"

Мне нравится на «Оригами» делать разные фигурки из бумаги.

Кривоносов Никита, 1кл.

"Искусство хорового пения"

На занятиях «Музыкального театра» мы учимся быть немножко артистами, готовим выступления

Воросцов Максим, 5 кл

«Декоративное искусство»

На «Поэтическом творчестве» мы учимся грустить и смеяться.

Петренев Иван, 3 кл

«Ритмика и хореография»

"Ритмика" - это здорово!

Щербакова Женя, 1 кл.

 

 

 

Программы дополнительного образования разработаны в соответствии с предъявляемыми требованиями и имеют рецензии профессорско – преподавательского состава  КузГПА.

Недельная реализация программ дополнительного образования  для преподавателей Центра определена приказом Комитета образования и науки города  в количестве 56 часов. С целью успешного и целенаправленного проведения эксперимента, диагностики и мониторинга  ценностных ориентаций обучающихся дополнительно выделена ставка руководителя центра.

Обучающиеся Центра учетом их желания и возрастных особенностей занимаются после занятий по основным дисциплинам, в режиме школы полного дня. Продолжительность каждого занятия 40 минут, перерыв между  дисциплинами 15 минут.

В целом дополнительным образованием  заняты  73 %  обучающихся, что подтверждает значимость, востребованность,  учет  желания школьников и их родителей обучаться непосредственно в стенах  своего учреждения, и сокращает  время пагубного влияния  улицы на ребят.